Контакт

Вековые традиции деревянного зодчества

«…крестьянское деревянное домостроение в века минувшие являлось в России самым распространенным и массовым. Методы и приёмы, нарабатываемые веками в народном деревянном зодчестве, живы и актуальны по сей день. Это и традиционная повторяемость форм, и стандартизация приёмов и элементов. Единство же конструктивных и декоративных деталей обеспечивалось единством материала и техники исполнения резьбы и архитектурных составляющих. Русским народным зодчим удавалось, придерживаясь практической целесообразности, добиваться при возведении крестьянского деревянного дома высокого художественного совершенства.

Русские избы в плане имевшие прямоугольник – такова особенность рубленых домов - приобретали неповторимый образ благодаря большому разнообразию декорирования окон, фронтонов, чердачных оконцев, угловых досок, широких карнизов, кронштейнов, а если уж сруб обшивался доской, то и она получала обработку в виде продольных борозд или фасок.

Подлинным достоянием нашей национальной культуры можно назвать многие объекты деревянной гражданской архитектуры села Павлово. Сохранили улочки древнего села культурные сокровища столетней и даже двухсотлетней давности (дом Грузинцевых, 1811 г.п. на перекрёстке исторических улочек Луговой и Горького).

На данный момент в Павлове не уцелел ни один из памятников деревянной архитектуры дореволюционного периода, который полностью бы сохранил изначальный облик. По ветхости утрачено, казалось бы, что-то не значимое, с точки зрения утилитарной – надстройки, башенки, угловые тумбы, вычурные навесы и пр.

Но утраты эти упростили внешний вид деревянных строений до безликости. И лишь фрагментарно сохранившееся резное убранство деревянного жилого дома во множестве ещё демонстрирует высокую художественную культуру народного зодчества былых времён.

… воспроизведение древнего декора в рисунке – это сродни созданию художественного произведения, авторство которого уже не установить. Непреходящее совершенство творений резчиков, воссоздаваемое на бумаге, кричит о бесценности наследия, оставленного нам русскими народными зодчими. Компьютерная графика позволяет также в иных случаях восстановить полную композиционную канву объектов - на наиболее древних избах не найти порой оклада окна не пострадавшего от времени. И тогда рисунок позволяет из отдельных уцелевших фрагментов собрать общую картину, картину порой потрясающую своей красотой и законченностью…»

( «Декор русского деревянного дома» В.А.Урусова Н.Новгород. 2019 г.)

«Вековые традиции деревянного зодчества. Город Павлово, Нижегородская область»

Выставка знакомит с архитектурой деревянного домостроения села Павлова ХIХ – нач.ХХ вв.. Благодаря развитию многоквартирного домостроения в селе, жилые постройки приобретали значительные габариты и большую высоту, сложные объёмно-планировочные решения.

Появляется тип двухэтажного деревянного жилого дома, широкое распространение получает строительство каменно-деревянных домов, в которых первый, каменный этаж зачастую использовали под торговые и складские помещения, а жилым помещениям, как правило, отводились деревянные второй этаж и мезонин.

Деревянное зодчество рассматриваемого периода в селе демонстрирует синтез различных стилевых направлений, а непременный резной декор носил разноплановый харавкте: в формах наличников фольклорные мотивы совмещались с чертами классицизма.

Межэтажный пояс и висячий под карнизом ажурный резной подзор в технике пропильной резьбы (приметы неорусского стиля) находит применение в деревянном декоре большинства изб, не важно в каком стиле этот декор выдержан. Ретроспективизм в деревянной архитектуре нач. ХХ века проявился в формах выпускных слуховых оконцев слуховых оконцев имитирующих русский кокошник. Веяния модерна отразились на ассиметрии объёмов, на фризовых поясах, на дощатой обшивке вертикальной и «в ёлочку».

Деревянное и каменно-деревянное домостроение исторической части города поныне богато поразительным разнообразием выпускных чердачных оконцев – гулянок, деревянными мезонинами с резными балюстрадами балконов, да таким приёмом украшения фасада, как разорванный карниз и пр. Но не встретишь уже на купеческих, мещанских и крестьянских домах крыш-шатров (в 2015 году утрачен остатний пример подобной крыши на ул.5-я Новая линия, д.№5), большой редкостью стали уличные доминанты в виде надстроек-антресолей (уцелевшим примером может служить дом №13 на ул. Чапаева).

Практически исчезли со зданий визуально перекликающиеся угловые тумбы, красовавшиеся встарь венчающими их вазами или шпилями. Выставка демонстрирует 24 объекта. В компьютерной графике даётся реконструкция главных фасадов раритетных для Павлова особняков, возведённых во времена правления царствующего дома Романовых. Сопроводительный фотоматериал нынешнего века дополнен фотографиями ХIХ - ХХ веков, из фондов Павловского исторического музея.

- Одноэтажный деревянный жилой дом на выставке представлен домами:

№ 27, по ул. Речной (с килевидной гулянкой); № 5, по ул. 5-я Новая линия (пример шатровой крыши, утрачен в 2015 году); № 49, по ул.Чкалова (пример разорванного карниза, утрачен в 2015 году); № 56, по ул.Фрунзе (пример разорванного карниза); № 23, по ул. Малый прогон (килевидная гулянка и угловые тумбы).

- На исторических улочках Павлова зафиксировано четыре деревянных дома в два этажа, которые представляют интерес с точки зрения истории и архитектуры. Из них один, на ул.Конопляной, 9 утрачен во времена, когда собирались материалы к выставке, а фасады двухэтажных деревянных домов на ул.Горького, 9, ул.Крупской, 20 и ул.Горького,1 - вошли в нынешнее десятилетие этого века вошли с большими утратами.

- Каменно-деревянные особняки для исторического центра Павлова являются главным достоянием в архитектурном наследии города. Их сохранилось более сорока. Реконструкция главных фасадов этих раритетных домов позволяет познакомиться с многообразием приёмов декорирования деревянных этажей. Кирпичный же первый этаж выступал чаще постаментом для «парадного», украшенного замысловатой резьбой второго, деревянного этажа, деревянного же мезонина, гулянки, башенок и пр.

Особое внимание обращают на себя мезонины с балконами - ул.Стрелецкая, 1, ул.Новикова, 32, ул.Конопляная, 33 и утраченный к данному моменту дом №9 на ул.Дальняя круча.

Иные полукаменные дома до сих пор украшены уцелевшими вычурными угловыми надстройками, тумбами – ул.Маяковского, 25, ул. Елизарова, 5. На исторических улочках можно видеть в деревянном домостроении некоторое количество ризалитов, эркеров, сохранились примеры антресоли в дереве (антресоль каменно-деревянного дома №13 является украшением улицы Чапаева). Отразились на домостроении Павлова царившие в России тенденции стиля рубежа прошлых веков – модерна. Отдельные элементы (наличник, дверь, фриз, обшивка стен, угловые доски), включённые в традиционную композицию демонстрировали стилевые особенности модерна (ул. Речная, 26, ул.Павлов-Перевоз, д.№2). Приём разорванного карниза на главном фасаде (ул. Горького, 9), который при малых затратах, позволяет визуально увеличить высоту здания, особенно одноэтажного дома, популярен до нашего времени.

То наследие деревянного Павлова, что удалось запечатлеть в материалах данной выставки не оставляет сомнений в его историко-художественной ценности.

Бесспорна национальная значимость русского деревянного домостроения, чему свидетельство - цитата из книги русского архитектора, жившего сотню лет назад - М.Красовский «Курс истории русской архитектуры» - Петроград - 1916г.

«… основные приёмы древне-русского плотничного дела, как художественные, так и конструктивные, весьма мало отражая в себе внешнюю историческую жизнь народа, менялись очень мало отвечая только постоянству уклада внутренней жизни Руси – её быта, постепенно лишь совершенствовались, оставаясь по существу такими же, какими были в глубокой старине…»



26.09.2020

Перепечатка (копирование) материалов возможна только с разрешения правообладателя - МБУК "Павловский исторический музей