Контакт

В ХV веке на Руси появляются первые кирпичные гражданские сооружения - палаты знати. С ХVI по ХVII вв. искусственный камень - кирпич вытесняет камень натуральный в строительстве общественно значимых сооружений. В Павлове самые древние кирпичные строения культового и гражданского назначения датируются ХVIII веком – это два храма - Воскресенский (1778 года освящения) и Вознесенский (1795г.о.), да несколько жилых домов, фасады которых уже многие десятилетия запечатаны слоями штукатурки. Для архитектуры Павлова наиболее ценны сооружения в кирпиче позднейшего периода – второй половины ХIХ века. Тогда переход к кирпичу, как основному материалу в промышленном и гражданском строительстве, открыл возможности для применения близкого народу орнаментального узорочья – это и поребрики, и дорожка из прямоугольных впадин, и зигзагообразный узор – бегунец и проч.

О кирпиче.

Начиная с неолита (9тыс. до н.э.), кирпич применялся в земледельческих обществах бедных строительным лесом и камнем. В эпоху раннего металла (5-2 тыс. до нашей эры) формируются стандартные для каждой местности традиции пропорций кирпича. Обожженный кирпич впервые появился в 4-м тысячелетии до н.э. на Ближнем Востоке. С IХ – Х вв. в Византии и с ХVI века в России фигурная кладка из кирпича стала основным типом архитектурного декора. Прообразом керамического кирпича на Руси, в начале ХI века стала плинфа - широкий и плоский обожженный кирпич (400х300х35мм), связующий слой, при кладке равнялся ширине самого кирпича. «Брусковый кирпич» на Руси стали производить в Новгороде с ХIII века. В кон. ХV – ХVII вв. был распространён как большемерный кирпич, так и маломерный. Известно, что в 19 веке в России производился казённый кирпич (267х123х67мм), а также и предприниматели в крупных населённых пунктах заводили кирпичное производство.

В селе Павлово строительство, вероятно, велось из кирпича местного производства – наша округа богата глинами, необходимыми при производстве кирпича. Формовка кирпича производилась встарь в тёплое время года, а обжиг вели круглогодично. Разные глины давали разные оттенки цветов кирпича, и при обжиге цвет кирпича разнился, в зависимости от условий обжига. Зодчие в иных краях при декорировании фасадов пользовались этим цветовым разнообразием - в Павловской же округе цвет керамического кирпича не давал такой возможности. Местными зодчими упор делался на игру архитектурных объёмов, на игру светотени, которую давали многочисленные разных форм и размеров многоступенчатые язычки-кронштейны, пилястры, лопатки, стилизованные капители, угловые элементы, имитирующие колонны, филёнки… Многообразие этих элементов декора фасадов бессчётно. Например, в Павлове трудно встретить два одинаковых наличника на фасадах каменных строений, которые в точности повторяли бы друг друга.

Рассказ 1.

Несколько десятков вариаций каменного наличника

Наличник в каменном зодчестве, в отличие от зодчества деревянного, выполняет единственную функцию – декоративную. Нынче каменный наличник упрощают до рамочного. Эпоха же кирпичного стиля подарила уличным фасадам исторического центра большое разнообразие оконных обрамлений, чем удивляет и радует глаз современника. Оконные проёмы ряда кирпичных строений периода капитализма в Павлове имеют столь значимые по красоте наличники, что только ради этих оконных окладов здания имеют право на бережное к ним отношение.

О четырёх домах фабриканта крестьянских кровей Ф.М.Варыпаева нужно писать отдельную книгу. На обширном участке, на самой вершине Спасской горы Варыпаев с большим размахом вёл во второй половине ХIХ столетия усадебно-фабричное строительство в камне и дереве, в стилях европейской архитектуры своего века. Варыпаевские особняки остаются главным украшением Спасской горы после разрушения зимнего Спасского и летнего Троицкого соборов в 30-е годы прошлого века. Декоративное богатство наличников второго этажа одного из домов Ф.М.Варыпаева (ул.Горького, 20-А) бросается в глаза количественными и качественными затратами человеческого труда (фото №1). Нет таких условий, при которых подобные раритеты в нашем городе могли бы быть воссозданы или хотя бы отреставрированы. Понимая это – необходимо сохранять ещё уцелевшее. Наличник дома №20-А имеет сложной формы завершение с применением тёсаного кирпича. Его боковая составляющая представляет собой трёхчастную колонну из кубов с вписанными в них цилиндрами. Объединяет очелье с боковиной ряд пирамидок, расположенных буквой «Г». Учитывая, что всё выше описанное выполнено в кирпиче, понимаешь – приоритетами в работе каменщиков было достижение красоты без оглядки на трудности в обработке материала.

Иногда фантазия каменщиков приводила к появлению на соседствующих окнах разных по рисунку наличников – ул.Шмидта,16 (фото №2) - что казалось бы ничем не оправдано.

На фасадах двухэтажного здания №6-а по ул.Будённого присутствует четыре варианта обрамления окна - и это логически оправдано (фото №3). Наличники ризалита выделены треугольными сандриками, рядовые окна второго этажа - под сандриками лучковой формы, наличники боковых фасадов имеют прямолинейные завершения, а уж на первом этаже оклады окон абсолютно отличны от строя наличников верхнего этажа. Фасады иных двухэтажных кирпичных домов декорированы тремя вариантами наличника (ул.Куйбышева,3/13 и ул.Луговой,21).

При решении некоторых композиционных задач зодчие объединяли пары окон единым наличником, получая необходимый эффект. На фасаде, обращённом на Оку здания №1 по ул.Нижегородской (фото №4) пары оконных проёмов объединены ступенчатым сандриком, опирающимся на стилизованные пилястры. По центру сандрика круглое заглубление, выполненное без обращения внимания на кирпичные швы – окружность идеальна по форме.

Интересно решение с объединением наличников, когда сандрики сливаясь, образуют сплошную волнообразную линию. Подобное решение увидишь на втором этаже главного фасада дома №8 на ул.Овсяный ряд (фото №5), и уже утрачен в 2016 году полукаменный особняк на ул.Будённого с вариантом объединённых наличников первого этажа.

По пальцам можно пересчитать краснокирпичные здания в Павлове, на которых в канву кирпичного узорочья вплетены белокаменные акценты. Белокаменный замковый камень на семнадцати наличниках второго этажа дома №12 по ул.Нижегородской скрыт под слоем краски покрывающей фасады, проглядывая лишь там, где покрасочный слой смыт дождями (фото №6). Замковый камень из известняка увидишь на наличниках двух домов по ул.К.Маркса. Дом №47 на ул.К.Маркса имеет три варианта наличника.

Наличники второго этажа бокового фасада увенчаны белокаменными замками-камнями. Окна первого этажа при лучковых перемычках в надоконной части наличника имеют многократно повторяющуюся кривую, создавая ненавязчиво при этом картину богатого рисунка (фото №7). Наконец, на наличниках второго этажа изюминкой в декоре стал круглый белокаменный фрагмент, который обрамлён кирпичным кольцом в окружении деталей из тёсаного кирпича (фото №8).

Нужно упомянуть о килевидных формах наличников древнейшего храмового сооружения Павлова - храма ХVII века, давшего название Спасской горе, деталировка фасадов которого из тёсаного кирпича стала примером заимствования для строителей последующих веков.

Роскошные наличники Вознесенского храма на Фроловской горе, уцелевшие в годы тотального безбожия, лишившись покрасочного слоя, обнажили к 1980-м годам свою кирпичную сущность (фото №9). Сложные криволинейные формы барочных наличников тёсаны каменщиками с удивляющим умением и тщанием.

Не всегда капитальность каменных зданий гарантирует их сохранность. Расчищая площадки под текущие нужды в исторической части города в наши дни сносятся краснокирпичные сооружения. Такие малобюджетные, одноэтажные, в четыре оконца домики как на ул.Заводской (фото №10) – являют собой историческую ценность для городской застройки, его гордость - эта гордость ушла в небытие в нынешнем десятилетии. Обратите внимание на проработанность рустованных углов, межоконный руст, многоступенчатость поясков и карниза с элементами тёсаного кирпича, ну а подобного наличника, что Вы видите на фасаде домика, в городе уже не найти – наличник скромен, но композиционно совершенен для данного масштаба сооружения.

Как часто именно разнообразием наличников зодчие добивались красочности фасадов. Декор окон каменных зданий минувших веков имеет благодаря керамическому кирпичу большие шансы уцелеть в грядущем столетии, уцелеть, чтобы иллюстрировать строительные умения каменных дел мастеров земли отечества нашего.

Вера УРУСОВА

На фото:

  1. Ул.Горького, 20-А. Фото автора. 2013г.
  2. Ул.Шмидта,16. Фото автора. 2013г.
  3. Ул.Будённого,6-А. Фото О.В.Лыбиной. 2006г.
  4. Ул.Нижегородская,1. Фото автора. 2014г.
  5. Ул,Овсяный ряд,8. Фото автора. 2013г.
  6. Ул.Нижегородская,8 Фото автора. 2014г.
  7. Ул.К.Маркса,47. Фрагмент наличника 1 этажа. Фото автора. 2014г.
  8. Ул.К.Маркса,47. Фрагмент наличника 2 этажа. Фото автора. 2014г.
  9. Ул.Чапаева. Руины Вознесенской церкви. Фото автора. 1981г.
  10. Ул.Заводская,н/н Фото автора. 2013г.


12.11.2019

Перепечатка (копирование) материалов возможна только с разрешения правообладателя - МБУК "Павловский исторический музей